Какие цели приносят счастье?
– Существует три основных человеческих потребности. Не каждая цель принесет длительное благополучие, даже если вы ее успешно достигнете. Это ощущение дадут вам цели, которые удовлетворяют основные человеческие потребности: в причастности, компетентности и автономии.
– Причастность укрепляет ваши отношения с людьми. Вы удовлетворяете потребность в причастности, преследуя цели, суть которых – в создании и укреплении отношений или в помощи обществу. У вас есть такие цели?
– Компетентность развивает новые умения. Вы удовлетворяете потребность в компетентности, преследуя цели, суть которых – расти как личность, учиться на своем опыте и развивать новые умения. Вы стремитесь к целям, которые удовлетворили бы эту потребность?
– Автономия отражает ваши увлечения. Вы удовлетворяете потребность в автономии, преследуя выбранные вами цели, так как вам это интересно или потому, что эти цели отражают ваши личностные особенности и основные ценности. Это описание подходит целям, на которые вы тратите основную часть своего времени? Можете ли вы делать то, что хотите?
– Не все то золото, что блестит. Цели, суть которых – получить подтверждение собственной значимости от других (например, стать популярным, знаменитым или богатым), не только не приносят истинного счастья, но и активно ослабляют ваше ощущение благополучия: они мешают стремиться к целям, которые принесут вам реальную пользу. Если у вас есть такие вредные цели, пора от них избавиться.
– Внутренняя мотивация лучше всего побуждает к действию. Добровольно выбранные цели создают внутреннюю мотивацию, благодаря которой возрастает удовольствие от деятельности, изобретательность, дольше проявляется упорство, а результаты улучшаются. Эту мотивацию уничтожает все, что мы воспринимаем как давление, включая вознаграждения, наказания, жесткие сроки и излишний контроль. Когда вы стремитесь мотивировать других людей, применяйте стимулы с осторожностью.
– Автономия питает мотивацию. Внутреннюю мотивацию можно защитить или даже восстановить, когда мы считаем, что находимся в условиях, поддерживающих автономию. Если мы полагаем, что наш внутренний опыт признан и у нас есть варианты выбора (даже если он малозначителен или иллюзорен), наша потребность в автономии удовлетворяется, а мотивация и благополучие возрастают. Постарайтесь использовать эти элементы, когда вы ставите цель перед ребенком, студентом или подчиненным. Это также лучший способ облегчить интернализацию целей, потому что наилучшие достижения – результат стремления к целям, которые мы начинаем воспринимать как свои собственные.
Как правильно выбрать цель для себя
– Когда задача легкая, выбирайте цели быть хорошим. Направьте основные усилия на демонстрацию своих знаний, выбирайте продвигающие цели, сосредоточившись на выгоде, которую вам нужно приобрести.
– Когда вам трудно взяться за выполнение задачи, представляйте общую картину. Помните, почему эта цель для вас важна. Также выбирайте профилактические цели, сосредоточиваясь на том, что вы можете потерять в случае неудачи.
– Когда задача трудна (или незнакома вам), конкретно формулируйте желаемую цель. Думайте с точки зрения практических подробностей: что именно нужно сделать. Выбирайте профилактические цели и цели стать лучше, фокусируясь на самосовершенствовании, а не на идеальном качестве работы.
– Подвергаясь искушениям, думайте о цели с точки зрения зачем. Выбирайте профилактические цели, где главное – избежать потерь. Обе эти стратегии помогут вам преодолеть даже сильные искушения.
– Когда вам нужна скорость, выбирайте продвигающие цели, ориентированные на получение выгоды.
– Когда вам нужна точность, выбирайте профилактические цели, ориентированные на избежание потерь.
– Когда вам нужно проявить творческий подход, выбирайте продвигающие цели. Кроме того, ваши цели обязательно должны быть выбраны самостоятельно. Ощущение автономии активизирует творческий потенциал.
– Когда вы хотите получать удовольствие, выбирайте цели стать лучше, а также автономные, самостоятельно выбранные цели. Мы получаем больше удовольствия, когда сосредоточиваемся на процессе и имеем внутреннюю мотивацию.
– Желая достичь настоящего счастья, выбирайте цели, которые удовлетворяют ваши базовые потребности в принадлежности, компетентности и автономии. Не направляйте слишком много усилий на стремление к славе, престижу и богатству. Даже если вы этого достигнете, ваше счастье врядли продлится долго.
Как правильно выбрать цель для других
– Помогайте людям делать самостоятельный выбор. Когда невозможно избежать прямой постановки цели перед подчиненным, студентом или ребенком, постарайтесь дать ему как можно больше свободы при выборе метода ее достижения. Ощущение самостоятельно сделанного выбора очень мотивирует. Кроме того, участие в принятии решения поможет человеку понять, почему стоит стремиться к такому результату. Это прекрасная возможность повысить его приверженность цели.
– Добивайтесь публичных обязательств. Если самостоятельный выбор невозможен, попробуйте прибегнуть к соглашениям. Когда человека просят публично пообещать достичь цели, это повышает его мотивацию. Ведь никому не хочется нарушать данное слово. Но помните: этот метод мотивирует, только пока соглашение в силе. После окончания договора мотивация уменьшается, если человек по-настоящему не принял цель.
– Правильно применяйте внешние стимулы. Многие цели, к которым мы стремимся, активируются на уровне подсознания: мы даже не осознаем, что преследуем их. В качестве активатора цели у окружающих подойдет почти все (даже слова и предметы). Главное, чтобы эти люди ассоциировали данный активатор с целью.
– Используйте фреймы. Продуманный фрейминг ситуации определяет, как люди понимают ее суть, и влияет на то, какие цели они принимают. Получив возможность совершенствоваться, мы принимаем цели «стать лучше». Когда нас сравнивают с другими, мы принимаем цели «быть хорошими». Шанс получить какую-то выгоду создает цель, ориентированную на продвижение, а риск потери – ориентированную на профилактику. Создавая фрейм для сути задачи, вы можете провоцировать ситуации, которые подталкивают людей к принятию нужной цели.
– Создавайте возможность «заражения». Цели очень заразительны. Когда мы видим, как человек стремится к чему-то, это может послужить действенным активатором цели в нашем бессознательном. Применяя нужные образцы для подражания (или подавая личный пример), вы можете обратить этот процесс себе на пользу и с его помощью распространять любую цель. При этом люди обязательно должны видеть образец для подражания и цель в положительном свете.
Хайди Грант Хэлворсон — социальный психолог, специалист по мотивации, автор книг «Психология достижений» и Nine Things Successful People Do Differently.
Comments