Ринат Шайхутдинов, Growth продакт-менеджер и UX-исследователь

Привет. Меня зовут Ринат Шайхутдинов. С 2011 года профессионально изучаю и внедряю мировые практики развития IT/Tech-компаний и цифровых продуктов в направлениях: дизайн, разработка, исследования, продажи, маркетинг и развитие команд.

Подключаюсь как Growth продакт-менеджер, бизнес-аналитик и консультант руководителей в ситуациях, когда нужно реализовать важную для IT/Tech-компании миссию, в которой ставки высоки, много неизвестных и текущей команде требуется усилиться по экспертизе. Помогаю в выработке подхода, ищу пути достижения поставленных целей: готов задействовать инженерное образование, международный и федеральный опыт в маркетинге, дизайне, исследованиях, разработке, управлении (как на линейных, ведущих и руководящих позициях), а также НИОКР с личных международных и федеральных проектов по мобильным приложениям, веб-сервисам, сайтам, медиа и брендам. А также связи в экспертном сообществе (PS. На установочном созвоне постараюсь подобрать релевантные кейсы и объяснить закономерности и связи действий с результатом. Работаю внутри команд роста/трансформации и напрямую с CEO, Руководителями подразделений, ТОП-менеджерами. Опыт такой работы 15 лет👌)

На странице расскажу про проекты и результаты в направлениях: Growth-маркетинг и продакт-менеджмент, Исследования и UX-стратегия, Разработка и проектирование ПО, Обучение IT/Tech-специалистов.

Кратко о моем подходе к работе: исследую, экспериментирую, изобретаю, нахожу точки развития. Интересуюсь системным развитием. Всячески стараюсь развивать себя и помогать развиваться всем вокруг: людям, командам, продуктам и услугам, компаниям и брендам. Качественно и количественно. Все в жизни стараюсь воспринимать как проект-высоту, дальше нащупываю шаги и складываю систему (если проект новый) или беру готовый процесс (если проект типовой), а затем этап за этапом до результата.

По образованию инженер-программист, выпускник Факультета информатики и вычислительной техники (ФИиВТ), 2011 год. Продолжаю учиться, постигать и пробовать новое (об этом далее лучше расскажут разноплановые проекты с результатами, 953+ изученных книг, 10+ курсов повышения квалификации с сертификатами) — все это полезно в достижении реального эффекта (outcome) и для развития дела в целом (growth).

Проекты и направления, над которыми работал

Перечислил основные проекты и направления, над которыми работал в ИТ/Tech-компаниях. Так получилось, что мне доверяли задачи поиску узких горлышек и их устранению, поэтому получил опыт работы в различных направлениях развития:

  1. Growth-маркетинг и продакт-менеджмент
  2. Продуктовые и маркетинговые исследования
  3. Разработка и проектирование ПО
  4. Обучение ИТ/Tech-специалистов
  5. Организация работы и управление командами: исследования, аналитика, дизайн, разработка, маркетинг, продажи, команды роста (growth)

1. Growth-маркетинг и продакт-менеджмент

В iSpring (1) по поручению основателя и CEO принял команду маркетинга в 2012 году. В течение года командой под присмотром CEO сделали сразу несколько результативных ходов, обновивших стандарты компании в подходе к маркетингу: (1.1) пробили потолок по максимальному подневному доходу во время акций (сделали исследование Special offers в США и провели удачный Black Friday, за что получили по 13-й зарплате и вызвали большое удивление CEO); затем (1.2) подняли цены на ключевой продукт на $100, предварительно защитив идею управляющему совету (преодолев множество страхов и опасений): решение обосновали через SWOT-анализ и карту конкурентного окружения (по данным support/sales + органика); следом (1.3) предложили концепцию развития контент-маркетинга в направлении e-Learning через подробные гайды с опорой на органику (на что получили удивление CEO: «Интересно! Мы что будем теперь издательством?»): а чтобы убедиться в правильности стратегии продвижения сделали серию гайдов по основным работам (JTBD), на которые был заточен самый денежный продукт компании (при построении стратегии опирались на книгу, которая только вышла на тот момент «Convert!: Designing Web Sites to Increase Traffic and Conversion», Ben Hunt, 2011) — так был найден PMF в e-Learning и пространство для дальнейшего большого роста. (1.4) Сделал анализ рынка и предложил дополнить факторы отстройки от конкурентов, а затем инициировал переход от технической/инженерной подачи ключевых решений и компании к большей ценности для ключевого сегмента и реализовал совместно с CEO и командой. В 2012 году был начат большой редизайн флагманского сайта компании и операции по ребрендингу в нише eLearning: моей задачей было направлять развитие визуальной коммуникации, делать ресеч и черновые тексты с большей ценностью, а также переупаковывать подачу компании в сторону большего восприятия ценности (+построение/развитие команд дизайна и копирайтинга), а CEO вместе с саппорт/сейлзами взяли на себя позиционирование «Award-Winning Authoring Tools for E-Learning» (от»Convert PowerPoint to Flash») и тексты на продакшн. Так, совместными действиями удалось перейти от технической/инженерной подачи компании и ключевых решений к большей ценности (разобраться с подачей каждого модуля решения и подать его ценно удалось к концу 2017 года, так был сделан раунд большой пересборки бренда).

Затем там же в iSpring (2) по поручению CEO: получил доступ к критическому пути и инженерам, ответственным за узлы поставки ценности, в результате аудита критического пути обнаружил слабые звенья и предложил заменить инфраструктуру рассылки email-писем, что ускорило доставку больших объемов писем в срок и увеличило продажи во время акций (special offers); (3) по запросу CEO на анализ игроков в рынке и поиск предложений по развитию: сделал разбор аналогов на международном рынке и предложил перейти на модель по подписке во всех ключевых решениях iSpring, что увеличило объем доступных ежемесячных средств в компании; (4) по личной инициативе: после анализа рынка, клиентов и аналогов создал продуктовую концепцию iSpring Page и продемонстрировал ее в работе, а затем вместе с дизайнерами продемонстрировал встройку в экосистему компании и защитил стратегию развития перед советом. Решение было внедрено, ускорило получение первой ценности клиентами, помогло увеличить продажи и открыло потенциал вывода продукта к новой аудитории и сборке новых комплексных продуктов, таких как iSpring Market.

Проекты по развитию команд: по мере проработки конкретного направления каждый раз складывалась команда из увлеченных делом ребят, поэтому теперь обладаю опытом сборки с нуля и развития команд продуктового и бренд-дизайна, digital-маркетинга и веб-разработки в международных компаниях iSpring, Omega-R и TravelLine.

2. Продуктовый дизайн: от продуктовых и маркетинговых исследований, сквозь UX-стратегию и до дизайн-решений на живом

В рамках этого направления с 2013 года удалось внести значительный вклад по становлению «Design-led» практик в компаниях TravelLine и затем в iSpring: от внедрения практик на ведущих позициях (с широкими полномочиями) по исследованиям, проектированию, дизайну до масштабирования полученного опыта через обучение существующих продуктовых команд, подготовку и привлечение новых кадров и консалтинг руководителей.

Design-led companies — это компании, в которых дизайн не ограничивается эстетикой или созданием новых продуктов и услуг, а влияет на все или большинство аспектов бизнеса. Такие компании ориентированы на решение проблем клиентов и предоставление им нужных услуг, что помогает создавать лучшие продукты, сервисы и внутренние процессы.  По данным исследования McKinsey, проведённого в 2018 году, Design-led компании за пять лет получают на 32% больше выручки и на 56% больше общей прибыли для акционеров по сравнению с другими компаниями. Этот вывод был сделан на основе анализа 2 миллионов финансовых данных и 100 тысяч дизайнерских действий для 300 публичных компаний за пятилетний период.

Проект UxJournal возник во время работы в TravelLine как результат поиска, отбора и внедрения лучших международных Design-led практик, а также помог значительно повлиять на зрелость UX-культуры.

2.a Проекты по продуктовым (UX) и маркетинговым исследованиям: консультировал по стратегии продуктового развития (стратегический анализ) и проводил комплексные исследования (клиентов, рынка, конкурентов) для продуктовых команд iSpring и TravelLine в направлениях: TL: Отель, iSpring SuiteiSpring LearnTL:WebАСУ, TL:CRM.

В рамках проектов требовалось собирать модель точки (A) по следующим векторам:

  • Клиент хочет
  • Продукт может
  • Конкуренты не дают
  • Технология позволяет

А затем по запросу, оказывая поддержку руководителям (продуктовых и маркетинговых направлений), сопровождать реализацию стратегии продуктового развития  (A) → (B), которая, как правило, стартовала в формате дизайн-спринта.

2.b Проекты по продуктовому дизайну (UX/UI): проектировал от исследований и UX-стратегии до продуктовой концепции и защиты перед управляющим советом компаний iSpring и TravelLine следующие решения:

  • iSpring Cloud: первый опыт в веб-проектировании;
  • Адаптивный и насыщенный новыми сценариями модуль бронирования TL: Отель: приведение продукта и продуктовых практик к духу времени по UX/CX-параметрам;
  • Система управления репутацией отеля TL: Reputation и ряд сопутствующих модулей экосистемы TL;
  • Концепция развития мобильного приложения iSpring Learn App;
  • Редактор микрокурсов iSpring Page.

3. Разработка и проектирование ПО

Первый большой командный проект в разработке программного обеспечения (3 года non-stop по 50 часов в неделю в студенческие времена: 2008-2011 года): в команде с опытными наставниками RnD-подразделения (Research and Development) создал CodeDrive: Intelligent IDE for ActionScript 3 based on Microsoft Visual Studio® 2010.

Разработка велась на языке C++ (модули для компилятора), C# (модули IDE для Visual Studio) по подходам, сопоставимым с уровнем в таких проектах, как Google Chrome и LLVM (активно изучали свежие архитектурные подходы и подходы к организации конвейеров разработки).

В этом проекте получил первый опыт создания промышленных компиляторов и сред разработки (IDE): создал модуль для генерации низкоуровневых команд виртуальной машины AVM2, разработал синтаксический анализатор (Parser) языка Action Script 3, а также разработал и защитил дипломом на пятом курсе модуль CodeDrive:Debugger – отладчик Action Script 3 проектов в среде Visual Studio 2010.

4. Обучение ИТ/Tech-специалистов

Параллельно с основной конструкторской и growth-работой (проектирование, дизайн, маркетинг, веб-разработка): с 2015–2020 год развивал с первых шагов «Творческую кафедру» в Институте Программных Систем (247 отзывов): совместно с экспертами развивал программы, выстраивал системы привлечения желающих и обеспечивал совершенствование образовательного подхода (методики, механики, форматы построения занятий с целью добиться максимальной вовлеченности, освоения комплексных актуальных навыков с результатами с учетом сжатых сроков).

Данное направление помогло сформировать команды продуктового дизайна (а заодно и прокачать качество цифровых решений) в компаниях: iSpring, Omega-R и TravelLine.

А еще курсы поспособствовали продвижению ребят дальше в профессиональном развитии и движению к новым проектным/технологическим свершениям: тех, кто результативно учился на курсах, можно встретить в технологических подразделениях таких компаний, как Яндекс, МТС, Сбер, Альфа-Банк, Самокат, Звук, Авито, Тинькофф, а также международных IT/Tech-компаниях и стартапах, и даже в корейских брендинговых агентствах (e · motion | Full service Digital Agency).

До творческой кафедры: с 2011-2016 развивал программы стажировки и кадрового резерва:

  • На этапах становления в программировании каждое лето и каникулы проводил бесплатные факультативы (по собственным программам) для студентов из ПГТУ (Волгатех) и школьников на темы: ООП на С/C++, Алгоритмы и структуры данных, Конструирование компиляторов и сред разработки, Параллельное программирование, ООД и курировал летние практики стажеров-программистов. За этот период придуманы интересные форматы интенсивов для летних практик, которые помогали разжигать интерес к технологическому творчеству и комплектовать команды iSpring;
  • В рамках Высшей школы программирования преподавал на втором курсе семестровые предметы, такие как «Создание интерактивных 3D-приложений на C++ и OpenGL» (desktop и мобильных, см. пример) с параллельным вкраплением основ по предмету «Управление проектами и продуктом»;
  • Также на этапах становления в проектировании и дизайне интерфейсов создал формат курсов UxLab, проработал программы обучения и проводил потоки по дизайну на базе компаний iSpring, Omega-R и TravelLine.

Личные проекты

Среди проектов веб-приложения, мобильные приложения, сайты и сообщества:

Какие я выполнял роли в проектах

C 2007 года удалось получить опыт в интересных проектах на ролях (по следам трудовой книжки и деятельности на местах):

  • Программирование: программист-стажер (iSpring) → инженер-программист (iSpring) → ведущий инженер-программист (iSpring);
  • Маркетинг: менеджер интернет-проектов (iSpring) → директор по маркетингу (iSpring);
  • Проектирование (UX/UI) и дизайн: веб-дизайнер (ux/ui) (TravelLine) → ux/ui-дизайнер (iSpring) → руководитель отдела дизайна (iSpring);
  • Аналитика и исследования: руководитель отдела исследований (iSpring) → продуктовый аналитик (UX-исследователь / Аналитик данных) (TravelLine);
  • Развитие продуктов, сервисов и направлений: продакт-менеджер (iSpring) → Growth продакт-менеджер (частная практика)

Также увлекаюсь исследованиями и экспериментами в направлениях: брендинг, маркетинг, стратегии, продуктовый дизайн, анализ данных и веб-разработка.

Чем я могу быть полезен?

Подключаюсь к проектам в роли продакт- и growth-менеджера и бизнес-аналитика. С интересом решаю задачи по стратегическому анализу, развитию цифровых решений, их упаковки и дистрибуции, а также проектирования и дизайна цифровых продуктов. Для этого задействую продвинутые навыки инженера-исследователя/экспериментатора, опыт дизайнера и опыт работы на руководящих позициях (маркетинг, дизайн, разработка, продукт). А еще посоветую увлеченных дизайнеров, иллюстраторов, разработчиков и growth-практиков.

  1. Помогаю поднимать проекты в digital: прорабатываю концепцию и прогнозирую результат проекта в количественных и качественных параметрах еще до старта. Подхожу к делу комплексно: стратегия развития и прогноз перспективности, подключение эффективных каналов привлечения клиентов, корректировка курса (как системы привлечения, так и продукта).
  2. Нахожу точки роста в продукте и сервисе (в том числе узкие горлышки), совершенствую продуктовое решение и прокачиваю системы привлечения клиентов  помогаю посмотреть на продукт и его дистрибуцию под другим углом и обнаружить точки роста, о которых тут же захочется рассказать вашей ЦА через комплексную свежую систему digital-маркетинга. Действую на всех этапах от исследований до реализации.
  3. Полезен в постановке и отладке бизнес-процессов digital-команд, а также организации обучения — исследую процессы создания ценных конечных продуктов, затем провожу оценку компетенций. По итогам собираю рекомендации по корректировке процессов работы и выстраиваю индивидуальные траектории развития участников. Сопоставляю результаты развития с бизнес-показателями.

Есть выполненные проекты в нишах: онлайн-образование, путешествия и туризм, разработка ПО, маркетплейсы, e-commerce, развитие агентского бизнеса, финансы регионального, федерального и международного уровня.

Каким еще проектам помогал достигать результатов: развивать производство, маркетинг, продажи и бренд

Фокус моей работы на проектах — Цепочка ценности и Конкурентное преимущество: для этого обычно требуется решать вопросы вокруг развития ключевого производственного процесса и состава услуг, делать стратегический анализ рынка и определяться с сегментами аудитории, выдвигать гипотезы выхода на PMF (Product/Market-Fit) — решать вопросы дизайна, маркетинга, продаж и поддержки клиентов, а также брендинга.

А еще во время такой работы требуется повышать воспринимаемую ценность происходящих событий у всех участников: основателей, команды, клиентов и каждого подключаемого к делу внешнего эксперта, чтобы дело шло энергичнее.

  • 2021 год / Коптельня – агентство по разработке сайтов, веб-приложений и интернет-магазинов (разработка стратегии выхода на рынок (Go-To-Market), разработка стратегии развития, постановка процессов работы, построение системы донесения ценности. В результате совместных (с командой и основателем) действий по развитию бренда удалось обеспечить рост стоимости заказа в 8 раз: с 60 000 руб. до 500 000 руб. при сохранении загрузки команды;
  • 2022 год / Niksen.School — онлайн-школа сюжетной иллюстрации Насти Никсен (разработка стратегии выхода на рынок (Go-To-Market), постановка процессов работы, построение системы донесения ценности, настройка системы набора и выход на первые 1500 учащихся). В результате совместных (с командой и основателем) действий по развитию бренда удалось обеспечить рост стоимости продукта в 40 раз: с 500 руб. до 20 000 руб. при сохранении загрузки на потоке. Команда прорабатывает следующий шаг — реализация стратегии развития комьюнити (niksen.media — Блог о сюжетной иллюстрации и Telegram-канал).
  • 2023 год HighTime Agency — агентство Growth-маркетинга (разработка стратегии выхода на рынок (Go-To-Market), настройка процессов работы, построение системы донесения ценности, выстроенный набор на еженедельные 1:1 консультации с ребятами из интересных международных стартапов и технологических компаний из России и СНГ). В результате совместных (с командой и основателем) действий по развитию бренда удалось обеспечить рост стоимости «Пилотного проекта» в 4 раза: с 90 000 руб. до 370 000 руб. при сохранении загрузки команды;
  • 2024 год / Jaysearch — Daily Keyword Rank Tracker for Google (формирование команды для международного SaaS-проекта и настройка NPD (New Product Development Process): в результате разработан MLP (Minimum Lovable Product) и создан поток обратной связи от активных пользователей (active users & feedback). Добавлены в команду проекта: CTO и ведущий разработчик, продуктовый и бренд-дизайнер (интерфейсы/сайт/фирстиль и айдентика), UX- и продуктовый аналитик, копирайтер, а также подготовлен/обучен продакт-менеджер). Команда прорабатывает следующий шаг — реализация стратегии монетизации (Monetization Strategy).

А еще люблю непрерывно совершенствовать навыки

  1. Держу марафон «В неделю по книге»* (добрался до высоты в 953 книги (фотоотчет и интересные факты/цитаты на стене ВК)не включает 146 книг школьной программы и 200 электронных книг по программированию);
  2. Cтараюсь каждые полгода тренировать новый навык. Сводка тут: https://vk.com/@rinat.shaikhutdinov;
  3. Наращиваю репертуар композиций на акустической гитаре: из различных эпох и культур в фингерстайл-аранжировках (пример исполнения Linkin Park – Numb на акустической гитаре в фингерстайле)

Отчеты о пройденных курсах

Среди курсов для развития профессиональных навыков, такие как: Treehouse: Learn to Code Online, Продвинутый курс Главреда, Работа с клиентом для редактора, DataCamp: Learn Data Science and AI Online, а также курсы с прикладными проектами:

По проектам пишите. На связи!
Контакты:

Comments