После Второй мировой войны итальянский авиаконструктор Коррадино Де Асканио оказался на грани безработицы: во-первых, большинство заводов в стране были разрушены, а, во-вторых, по международным договорам Италия обязалась не заниматься военными и аэрокосмическими разработками. Исключив вариант иммиграции в США, Де Асканио решил продолжить сотрудничество с Энрике Пьяджио, на заводе которого он занимался проектированием высокоскоростных пропеллеров во время войны. Пьяджио тоже искал возможность переориентировать производство, и вместе они обратили внимание на дешёвый личный транспорт, а именно мотороллеры. Так, в 1946 году появилась Vespa, удобная в использовании и для мужчин, и для женщин, воплощающая единство функциональности и отказ от всего ненужного.
Метафора в дизайне итальянского мотороллера
Разрабатывая модель Vespa, Де Асканио закрыл глаза на то, как были устроены уже существующие мотороллеры; ему хотелось, чтобы его детище было создано по принципам авиации. Он мечтал избавить свой мотороллер от классических недостатков мототранспорта: громоздкости и сложности управления. Несущий кузов мотороллера защищал водителя от грязи, а высота сидения обеспечивала его безопасность. Колёса Vespa были заимствованы у электромагнитных катушек шасси самолёта. Первая Vespa была так технологична и удобна в эксплуатации, что быстро завоевала популярность.
Увидев эту «малютку» с пронзительно жужжащим моторчиком в действии, Энрико Пьяджо воскликнул: «Это напоминает мне осу!» Так появилось имя для нового аппарата (по-итальянски «оса» будет vespa).
Многие мировые компании стали обращаться к Пьяджио с целью приобрести лицензии: право производства Vespa получили заводы Великобритании, США, Испании, Франции. Даже в СССР был свой аналог итальянского мотороллера – «Вятка». Уже в 1950-м произошёл дебют Vespa в кино в итальянском фильме режиссёра Лучано Эммера, а в 1953-м состоялись съёмки легендарной ленты «Римские каникулы». В итоге Vespa стала демократичным и стильным транспортом, воплощением итальянского модерна, а также символом Итальянского экономического чуда – периода быстрой индустриализации 1950-70-х годов.
(c) Оригинал статьи: https://www.lookatme.ru/mag/live/things/206835-scooter-vespa
Comments