О важности контекста

В США есть знаменитая школа для дебилов… Это очень интересная школа, потому что за 20 лет ее работы 44 или 46% ее выпускников оказались знаменитыми изобретателями, профессорами американских университетов, конструкторами, и даже два лауреата Нобелевской премии вышло оттуда.

Вспомните кино времен нашего с вами детства — «Дети капитана Гранта». Есть там такой персонаж Паганель, знаменитый член многих научных обществ, географ, энтомолог, который так погружался в свои проблемы, что ничего не видел вокруг. Очень часто психологи путают сосредоточенность со слабоумием — отсюда этот эффект.

Так вот, пришла в эту школу учительница, которая начиталась работ о дидактической функции наглядных пособий и считала, что надо учить на наглядных пособиях. А проходили они в этот момент задачку на сложение: «3+5». И она принесла три яблока и еще пять яблок, выложила их на стол и говорит: «Дети, вот вы видите здесь — раз-два-три — три яблока, а здесь вот — раз-два-три-четыре-пять — пять яблок. Вот я их соединяю, сколько получится всего яблок?» Дети пялятся на яблоки, слюни у них текут, но задачи не понимают.

Второй день проходит, третий — рекорд: в таком классе обычно за день это проходили. Она приходит в учительскую, жалуется, что вот-де она применяет новые методы, наглядно все, а результата нет. И вот на пятый день с задней парты тянется рука, и ученик говорит: «Мэм, я теперь понял: эти яблоки, которые вы выложили на стол, не настоящие — это яблоки из задачи». — «Да, а что?» — «Ну тогда, мэм, совсем другое дело».

И с этого момента, когда класс понял, что это не настоящие яблоки, а яблоки из задачи, все моментально пошло. Почему? Когда вы кладете реальные яблоки — что с ними надо делать? Их надо есть. А чтобы считать, нужны рисуночки

— Г.П. Щедровицкий — Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

Comments